Для начала о Sha-Bang
Advanced Bash-Scripting Guide: Искусство программирования на языке сценариев командной оболочки; Версия 2.5 (15 февраля 2004) | ||
---|---|---|
Назад | Вперед |
Глава 2. Для начала о Sha-Bang
В простейшем случае, скрипт -- это ни что иное, как простой список команд системы, записанный в файл. Создание скриптов поможет сохранить ваше время и силы, которые тратятся на ввод последовательности команд всякий раз, когда необходимо их выполнить.
Пример 2-1. cleanup: Сценарий очистки лог-файлов в /var/log
# cleanup # Для работы сценария требуются права root. cd /var/log cat /dev/null > messages cat /dev/null > wtmp echo "Лог-файлы очищены."
Здесь нет ничего необычного, это простая последовательность команд, которая может быть набрана в командной строке с консоли или в xterm. Преимущество размещения последовательности команд в скрипте состоит в том, что вам не придется всякий раз набирать эту последовательность вручную. Кроме того, скрипты легко могут быть модифицированы или обобщены для разных применений.
Пример 2-2. cleanup: Расширенная версия предыдущего сценария.
#!/bin/bash # cleanup, version 2 # Для работы сценария требуются права root. LOG_DIR=/var/log ROOT_UID=0 # Только пользователь с $UID 0 имеет привилегии root. LINES=50 # Количество сохраняемых строк по-умолчанию. E_XCD=66 # Невозможно сменить каталог? E_NOTROOT=67 # Признак отсутствия root-привилегий. if [ "$UID" -ne "$ROOT_UID" ] then echo "Для работы сценария требуются права root." exit $E_NOTROOT fi if [ -n "$1" ] # Проверка наличия аргумента командной строки. then lines=$1 else lines=$LINES # Значение по-умолчанию, если число не задано в командной строке fi # Stephane Chazelas предложил следующее, #+ для проверки корректности аргумента, переданного из командной строки, #+ правда это достаточно сложно для данного руководства. # # E_WRONGARGS=65 # Не числовой аргумент # # case "$1" in # "" ) lines=50;; # *[!0-9]*) echo "Usage: `basename $0` file-to-cleanup"; exit $E_WRONGARGS;; # * ) lines=$1;; # esac # #* Конец проверки корректности аргумента cd $LOG_DIR if [ `pwd` != "$LOG_DIR" ] # или if [ "$PWD" != "$LOG_DIR" ] # Не в /var/log? then echo "Невозможно перейти в каталог $LOG_DIR." exit $E_XCD fi # Проверка каталога перед очисткой лог-файлов. # более эффективный вариант: # # cd /var/log || { # echo "Невозможно перейти в требуемый каталог." >&2 # exit $E_XCD; # } tail -$lines messages > mesg.temp # Сохранить последние строки в лог-файле. mv mesg.temp messages # cat /dev/null > messages #* Необходимость этой команды отпала, поскольку очистка выполняется выше. cat /dev/null > wtmp # команды ': > wtmp' и '> wtmp' имеют тот же эффект. echo "Лог-файлы очищены." exit 0 # Возвращаемое значение 0 #+ указывает на успешное завершение работы сценария.
Если вы не желаете полностью вычищать системные логи, то выше представлена улучшенная версия предыдущего сценария. Здесь сохраняются последние несколько строк (по-умолчанию -- 50).
Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире Unix называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Это двухбайтовая последовательность, или [1] -- специальный маркер, определяющий тип сценария, в данном случае -- сценарий командной оболочки (см. man magic). Более точно, sha-bang определяет интерпретатор, который вызывается для исполнения сценария, это может быть командная оболочка (shell), иной интерпретатор или утилита. [2]
#!/bin/sh #!/bin/bash #!/usr/bin/perl #!/usr/bin/tcl #!/bin/sed -f #!/usr/awk -f
Каждая, из приведенных выше сигнатур, приводит к вызову различных интерпретаторов, будь то /bin/sh -- командный интерпретатор по-умолчанию (bash для Linux-систем), либо иной. [3] При переносе сценариев с сигнатурой #!/bin/sh на другие Unix системы, где в качестве командного интерпретатора задан другой shell, вы можете лишиться некоторых особенностей, присущих bash. Поэтому такие сценарии должны быть POSIX совместимыми. [4].
Обратите внимание на то, что сигнатура должна указывать правильный путь к интерпретатору, в противном случае вы получите сообщение об ошибке -- как правило это "Command not found".
Сигнатура #! может быть опущена, если вы не используете специфичных команд. Во втором примере (см. выше) использование сигнатуры #! обязательно, поскольку сценарий использует специфичную конструкцию присваивания значения переменной lines=50. Еще раз замечу, что сигнатура #!/bin/sh вызывает командный интерпретатор по-умолчанию -- /bin/bash в Linux-системах.
В данном руководстве приветствуется модульный подход к построению сценариев. Записывайте, собирайте свою коллекцию участков кода, который может вам встретиться. В конечном итоге вы соберете свою "библиотеку" подпрограмм, которые затем сможете использовать при написании своих сценариев. Например, следующий отрывок сценария проверяет количество аргументов в командной строке: if [ $# -ne Number_of_expected_args ] then echo "Usage: `basename $0` whatever" exit $WRONG_ARGS fi |
2.1. Запуск сценария
Запустить сценарий можно командой sh scriptname [5] или bash scriptname. (Не рекомендуется запуск сценария командой sh <scriptname, поскольку это запрещает использование устройства стандартного ввода stdin в скрипте). Более удобный вариант -- сделать файл скрипта исполняемым, командой chmod.
- Это:
-
chmod 555 scriptname (выдача прав на чтение/исполнение любому пользователю в системе) [6]
- или
-
chmod +rx scriptname (выдача прав на чтение/исполнение любому пользователю в системе)
chmod u+rx scriptname (выдача прав на чтение/исполнение только "владельцу" скрипта)
После того, как вы сделаете файл сценария исполняемым, вы можете запустить его примерно такой командой ./scriptname. [7] Если, при этом, текст сценария начинается с корректной сигнатуры ("sha-bang"), то для его исполнения будет вызван соответствующий интерпретатор.
И наконец, завершив отладку сценария, вы можете поместить его в каталог /usr/local/bin (естественно, что для этого вы должны обладать правами root), чтобы сделать его доступным для себя и других пользователей системы. После этого сценарий можно вызвать, просто напечатав название файла в командной строке и нажав клавишу [ENTER].
Notes
[1] |
Некоторые разновидности Unix (основанные на 4.2BSD) требуют, чтобы эта последовательность состояла из 4-х байт, за счет добавления пробела после ! -- #! /bin/sh. |
[2] |
В shell-скриптах последовательность #! должна стоять самой первой и задает интерпретатор (sh или bash). Интерпретатор, в свою очередь, воспринимает эту строку как комментарий, поскольку она начинается с символа #. Если в сценарии имеются еще такие же строки, то они воспринимаются как обычный комментарий. #!/bin/bash echo "Первая часть сценария." a=1 #!/bin/bash # Это *НЕ* означает запуск нового сценария. echo "Вторая часть сценария." echo $a # Значение переменной $a осталось равно 1. |
[3] |
Эта особенность позволяет использовать различные хитрости. #!/bin/rm # Самоуничтожающийся сценарий. # Этот скрипт ничего не делает -- только уничтожает себя. WHATEVER=65 echo "Эта строка никогда не будет напечатана." exit $WHATEVER # Не имеет смысла, поскольку работа сценария завершается не здесь. Попробуйте запустить файл README с сигнатурой #!/bin/more (предварительно не забудьте сделать его исполняемым). |
[4] |
Portable Operating System Interface, попытка стандартизации UNIX-подобных операционных систем. |
[5] |
Внимание: вызов Bash-скрипта с помощью команды sh scriptname отключает специфичные для Bash расширения, что может привести к появлению ошибки и аварийному завершению работы сценария. |
[6] |
Сценарий должен иметь как право на исполнение, так и право на чтение, поскольку shell должен иметь возможность прочитать скрипт. |
[7] |
Почему бы не запустить сценарий просто набрав название файла scriptname, если сценарий находится в текущем каталоге? Дело в том, что из соображений безопасности, путь к текущему каталогу "." не включен в переменную окружения $PATH. Поэтому необходимо явно указывать путь к текущему каталогу, в котором находится сценарий, т.е. ./scriptname. |
Назад | В начало документа | Вперед |
Зачем необходимо знание языка Shell? | К началу раздела | Упражнения |