Font HOWTO: Фонты 102 -- Краткое введение в шрифты
Далее Назад Оглавление3. Фонты 102 -- Краткое введение в шрифты (некоторые типографские понятия)
В этом разделе мы кратко обсудим некоторые основные типографские понятия. Хотя эта информация не очень существенна, но многие любители шрифтов найдут ее интересной.
3.1 Классификация шрифтов
Шрифты фиксированной и переменной ширины
Существует несколько классификаций шрифтов. Во-первых, различают шрифты
фиксированной ширины (fixed width fonts
), и шрифты переменной
ширины (variable width fonts
). Шрифт фиксированной ширины выглядит как текст,
напечатанный на пишущей машинке, поскольку все буквы имеют одну и ту же ширину.
Это качество желательно для таких применений, как компьютерная консоль или
текстовый редактор, но нежелательно для больших печатных документов. Другой
класс составляют шрифты переменной ширины. Большинство шрифтов, которые Вы
будете использовать, относятся к первому классу (с переменной шириной), хотя
шрифты с фиксированной шириной тоже необходимы (например, все примеры команд
оболочки в настоящем HOWTO даются шрифтом фиксированной ширины). Самым известным
примером шрифта с фиксированной шириной является courier.
С серифами или без серифов ?
Серифы - это небольшие выступы у оснований символов и в верхней части изображений символов. Например,буква "i" в таких шрифтах как Times Roman имеет серифы у основания и в верхней части вертикальной черты. Шрифты, в которых используются серифы, считаются более читабельными, чем шрифты без серифов. Существует много различных типов шрифтов с серифами.
Шрифты Sans serif не имеют серифов, так что они имеют более сильный внешний вид. Для печати основного текста больших книг такие шрифты обычно не используются. Существуют шрифты sans serif, которые достаточно читабельны для использования в документах, которые должны бегло просматриваться (web-страницы, каталоги, рекламные брошюры). Другая сфера применения шрифтов sans serif - для отображения текста на компьютерных экранах, особенно при малых размерах. Отсутствие деталей в данном случае делает шрифт более четким. Например, фирма Microsoft усиленно рекламирует шрифт Verdana как наиболее подходящий для очень малых размеров символов при выводе на экран.
К типу sans serif относятся шрифты Lucida sans, MS Comic Sans, Verdana, Myriad, Avant Garde, Arial, Century Gothic и Helvetica. Кстати, издатели считают, что шрифт Helvetica используется черезчур часто, и во многих книгах призывают не использовать его более.
Старый и новый стиль -- различные типы шрифтов Serif
Старый стиль
Шрифты старого стиля основаны на очень традиционных стилях, ведущих свое происхождение с конца 15-го века. Эти шрифты очень традиционны и легко читаются. Они хорошо подходят для создания длинных документов. Слова "старый стиль" характеризуют только стиль изображения символов, и вовсе не говорят о времени создания шрифта. Существуют классические шрифты старого стиля, созданные в 20-ом столетии. Шрифты старого стиля обладают следующими особенностями, отличающими их от других шрифтов:
- Хорошо различимые, четкие серифы.
- Диагональное выделение (Diagonal emphasis). Представьте, что символ рисуется перьевой ручкой, причем линии, отклоняющиеся от вертикали против часовой стрелки (до 45 градусов) - толще, а линии, отклоняющиеся от вертикали по часовой стрелке - тонкие. Шрифты старого стиля часто имеют именно такой вид.
- Читаемость. Фонты старого стиля почти всегда очень легко читаются.
- Утонченность и отсутствие контраста. Фонты старого стиля строятся из толстых и тонких линий, но разница в толщине невелика, почти неуловима.
Современные (или didone)
Современные шрифты в некотором смысле противоположны шрифтам старого стиля. Эти шрифты обычно более выразительны, чем их аналоги старого стиля, и могут использоваться скорее для того, чтобы придать документу особый "характер", чем для печати длинных текстов. Однако, ничего не бывает абсолютно белым или черным, и есть несколько современных шрифтов, таких как Computer modern, Monotype modern и New Century Schoolbook, которые очень легко читаются (контраст между толстыми и тонкими смягчен, чтобы улучшить читаемость). Современные шрифты основаны на разработках, популярных в 19-ом веке и позже. Их отличительные особенности включают:
- Легкие серифы, часто просто в виде тонких горизонтальных линий.
- Вертикальное выделение. Вертикальные линии толстые, горизонтальные линии тонкие.
- Многие современные шрифты имеют большую разницу между толстыми и тонкими штрихами.
- Современные шрифты с большим контрастом между тонкими и толстыми линиями не так легко читаются, как шрифты старого стиля.
Переходные
Переходные шрифты находятся где-то между шрифтами старого стиля и современными шрифтами. Многие переходные шрифты имеют ту же самую читабельность, что и шрифты старого стиля. Однако их дизайн создавался немного позже. Хотя движение в направлении современных шрифтов уже заметно в этих шрифтах, они все еще гораздо утончённее современных фонтов. Примерами переходных шрифтов являются Times Roman, Utopia, Bulmer и Baskerville. При этом Times тяготеет к шрифтам старого стиля, а Bulmer выглядит очень современно.
Slab Serifs
Шрифты slab serif называются так потому, что они имеют толстые серифы, похожие на прямоугольники ("slab" - плита, пластина), в отличие от изящных серифов в шрифтах старого стиля или серифов в виде тонких линий у некоторых из современных шрифтов. Шрифты slab serif выглядят твердо и в общем случае хорошо читаются. Многие из шрифтов slab serif имеют египетские названия, такие как Nile или Egyptienne (хотя они ни в каком смысле не являются египетскими). Эти шрифты великолепно подходят для создания текстов, которые должны сохранять читаемость при снижении качества печати (например, при фотокопировании или печати на газетной бумаге). Самые характерные шрифты slab serif - это Clarendon, Memphis и Egyptienne, а также некоторые шрифты пишущих машинок. Многие из шрифтов slab serif имеют фиксированную ширину. И наоборот, большинство (почти все) шрифты фиксированной ширины относятся к типу slab serif.
Шрифты Sans Serif
Поразительно, но взлет шрифтов sans serif является относительно недавним феноменом. Первые широко известные шрифты sans serif были Futura, Grotesque и Gill Sans. Эти шрифты представляют, соответственно, классы шрифтов "геометрический", "гротеск" и "гуманист (humanist)".
Гротеск (Grotesque)
Гротескные шрифты получили такое название потому, что публика была вначале шокирована их относительно сильным обликом. Эти шрифты имеют очень простой ("бедный") вид в силу отсутствия серифов и упрощенного, четкого дизайна. Из-за того, что они "бросаются в глаза", они хорошо подходят для заголовков. Более читаемые варианты вполне годятся для книжек комиксов и рекламных брошюр, где основной текст дается только малыми дозами. Гротескные шрифты не претендуют на художественность, как геометрические шрифты. В сравнении с геометрическими они имеют большую изменчивость в толщине линий, больше черточек, они квадратнее (потому что не используют круговых дуг). Заглавная "G" и строчная "a" в них не такие, как в геометрических шрифтах. Хотя эти шрифты в некотором смысле минималистические, однако они не достигают такой степени экстремизма, как самые авангардные из геометрических.
Типичными примерами гротескных шрифтов являются слишком часто используемая Helvetica, Grotesque, Arial, Franklin Gothic и Univers.
Геометрические
Шрифт Futura появился с лозунгом : форма следует за функцией (form follows function). Класс геометрических шрифтов имеет усиленно минималистский внешний вид. Отличительной особенностью является постоянная толщина линий. Это особенно заметно, когда речь идет о варианте шрифта bold. В вариантах bold шрифтов "гротеск" и "гуманист" часто встречаются заметные различия в толщине линий, но это редко случается с геометрическими шрифтами. Другая характерная особенность - явный минимализм в их дизайне. Символы почти всегда составляются из строго горизонтальных и строго вертикальных линий, а закругления - из круговых дуг. В символах используется минимальное число штрихов. Эти шрифты как бы выражают минималистскую философию, которая позже как шторм обрушилась на мир современного искусства. Самым характерным признаком того, что шрифт относится к классу геометрических, является вид заглавной буквы "G", которая строится из минимального набора штрихов - одной длинной круговой дуги и горизонтального отрезка. Вторая характерная особенность - вид строчной буквы "a", которая тоже состоит всего из двух элементов - прямой вертикальной линии и круга. Представителями геометрических шрифтов являются Avant Garde, Futura и Century Gothic.
Humanist
Как можно предположить из названия, шрифты "гуманист" (humanist) создавались с той целью, чтобы они выглядели менее механистическими. Во многих смыслах они больше похожи на шрифты serif, чем на геометрические или гротескные. Можно сказать, что они выглядят как "написанные ручкой". Они допускают слабые изменения в толщине линий, особенно в варианте bold. Очертания кривых менее "застывшие", чем в геометрических шрифтах. Многие из них имеют ту отличительную особенность, что строчная буква "g" имеет "двухэтажный" хвостик, такой же, как у "g" в шрифтах старого стиля с серифами. Гуманистические шрифты обычно не создают уродливого впечатления от документа, потому что они относительно совместимы со шрифтами старого стиля.
Совместимые шрифты
Одновременное использование разных шрифтов очень не просто, так что стоит избегать использования слишком большого количества шрифтов на одной и той же странице. Если есть необходимость использовать два разных шрифта, то логичным выбором будет serif и sans serif. На странице Monotype's Typography 101 page приведена сводка совместимости. Там сделан вывод о том, что хорошие пары образуют современный и геометрический шрифты, а так же шрифты старого стиля и гуманистические. Переходные тоже составляют неплохую пару с гуманистическими. Шрифты slab serif совместимы с гротескными, а некоторые варианты шрифтов slab serif совместимы также с геометрическими или гуманистскими.
Короче, складывается впечатление, что консервативные шрифты с серифами хорошо сочетаются с более сдержанными шрифтами типа sans serifs, а современные шрифты сериф - с авангардистскими геометрическими.
3.2 Лигатуры, уменьшенные заглавные и фонты expert
Лигатуры
Задать оптимальным образом расстояния между символами в шрифте очень непросто. Например, оптимальное расположение пары символов "fi" требует, чтобы i стояла очень близко к f. Но при этом возникает проблема, состоящая в том, что точка в букве i сливается f, и сериф в верхней части i сливается с горизонтальным штрихом в f. Чтобы справиться с этой проблемой, набор изображений, входящих в состав фонта, включает лигатуры. Например, лигатура "fi" - это отдельный символ, который используется вместо двух-символьной строки "fi". Большинство фонтов содержат лигатуры fi и fl. Фонты expert, описываемые ниже, часто включают дополнительные лигатуры, такие как ffl, ffi, и символ i без точки.
Шрифты из уменьшенных заглавных (Small caps fonts)
Small caps fonts - это шрифты, в которых вместо сточных букв используются заглавные буквы уменьшенного размера. Они полезны для создания заголовков, требующих особой выразительности (и они часто используются в LaTeX). Обычно, когда для заголовков используют шрифт small caps, ставят большие заглавные буквы в начале каждого слова и используют маленькие заглавные (то есть собственно small caps) - для остальных символов слова. Преимущество такого написания заголовков перед использованием всех заглавных состоит в том, что получается более читаемый текст (использование всех заглавных - это большой типографский грех).
Фонты Expert
Фонты Expert состоят из наборов дополнительных символов, созданных для того, чтобы дополнять другие шрифты. Эти дополнительные символы включают лигатуры, орнаменты (much like a mini-dingbats collection designed to go with the typeface), фонты из уменьшенных заглавных (small caps fonts) и swash capitals (вычурные, каллиграфические буквы).
3.3 Метрики фонта и контуры символов
Метрики фонта определяют интервалы между символами в шрифтах переменной ширины. Метрики включают также информацию о размере шрифта и информацию о кернинге, которая задает пары кернинга - пары символов, интервалы между которыми задаются особым образом. Например, буквы ``To'' обычно составляют пару кернинга, потому что для того, чтобы корректно их расположить, надо "о" разместить частично под "Т". Типографские программы, такие как LaTeX, должны иметь информацию кернинга для того, чтобы правильно определять конец строки и страницы. То же самое относится к WYSIWYG-приложениям.
Кроме метрик, фонт, естественно, должен содержать информацию о контурах или очертаниях символов. Компоненты образа символа (штрихи, ударения и т.п.) называются глифами ("glyphs").
Далее Назад Оглавление