Стиль программирования

Глава 32. Стиль программирования

Возьмите в привычку структурный и систематический подход к программированию на языке командной оболочки. Даже для сценариев "выходного дня" и "писаных на коленке", не поленитесь, найдите время для того, чтобы разложить свои мысли по полочкам и продумать структуру будущего скрипта прежде чем приниматься за кодирование.

Ниже приводится несколько рекомендаций по оформлению сценариев, однако их не следует рассматривать как Официальное Руководство.

32.1. Неофициальные рекомендации по оформлению сценариев

  • Комментируйте свой код. Это сделает ваши сценарии понятнее для других, и более простыми, в обслуживании, для вас.

    PASS="$PASS${MATRIX:$(($RANDOM%${#MATRIX})):1}"
    # Эта строка имела некоторый смысл в момент написания,
    # но через год-другой будет очень тяжело вспомнить -- что она делает.
    # (Из сценария "pw.sh", автор: Antek Sawicki)
    


    Добавляйте заголовочные комментарии в начале сценария и перед функциями.

    #!/bin/bash
    
    #************************************************#
    #                   xyz.sh                       #
    #             автор: Bozo Bozeman                #
    #                Июль 05, 2001                   #
    #                                                #
    #          Удаление файлов проекта.              #
    #************************************************#
    
    BADDIR=65                       # Нет такого каталога.
    projectdir=/home/bozo/projects  # Каталог проекта.
    
    # ------------------------------------------------------- #
    # cleanup_pfiles ()                                       #
    # Удаляет все файлы в заданном каталоге.                  #
    # Параметры: $target_directory                            #
    # Возвращаемое значение: 0 -- в случае успеха,            #
    #                        $BADDIR -- в случае ошибки.      #
    # ------------------------------------------------------- #
    cleanup_pfiles ()
    {
      if [ ! -d "$1" ]  # Проверка существования заданного каталога.
      then
        echo "$1 -- не является каталогом."
        return $BADDIR
      fi
    
      rm -f "$1"/*
      return 0   # Успешное завершение функции.
    }
    
    cleanup_pfiles $projectdir
    
    exit 0
    
    Не забывайте начинать ваш сценарий с sha-bang -- #!/bin/bash.

  • Заменяйте повторяющиеся значения константами. Это сделает ваш сценарий более простым для понимания и позволит вносить изменения, не опасаясь за его работоспособность.

    if [ -f /var/log/messages ]
    then
      ...
    fi
    # Представьте себе, что через пару лет
    # вы захотите изменить /var/log/messages на /var/log/syslog.
    # Тогда вам придется отыскать все строки,
    # содержащие /var/log/messages, и заменить их на /var/log/syslog.
    # И проверить несколько раз -- не пропустили ли что-нибудь.
    
    # Использование "констант" дает лучший способ:
    LOGFILE=/var/log/messages  # Если и придется изменить, то только в этой строке.
    if [ -f "$LOGFILE" ]
    then
      ...
    fi
    


  • В качестве имен переменных и функций выбирайте осмысленные названия.

    fl=`ls -al $dirname`                 # Не очень удачное имя переменной.
    file_listing=`ls -al $dirname`       # Уже лучше.
    
    
    MAXVAL=10   # Пишите имена констант в верхнем регистре.
    while [ "$index" -le "$MAXVAL" ]
    ...
    
    
    E_NOTFOUND=75                        # Имена кодов ошибок -- в верхнем регистре,
                                         # к тому же, их желательно дополнять префиксом "E_".
    if [ ! -e "$filename" ]
    then
      echo "Файл $filename не найден."
      exit $E_NOTFOUND
    fi
    
    
    MAIL_DIRECTORY=/var/spool/mail/bozo  # Имена переменных окружения
                                         # так же желательно записывать символами
                                         # в верхнем регистре.
    export MAIL_DIRECTORY
    
    
    GetAnswer ()                         # Смешивание символов верхнего и нижнего решистров
                                         # удобно использовать для имен функций.
    {
      prompt=$1
      echo -n $prompt
      read answer
      return $answer
    }
    
    GetAnswer "Ваше любимое число? "
    favorite_number=$?
    echo $favorite_number
    
    
    _uservariable=23                     # Допустимо, но не рекомендуется.
    # Желательно, чтобы пользовательские переменные не начинались с символа подчеркивания.
    # Так обычно начинаются системные переменные.
    


  • Используйте смысловые имена для кодов завершения.

    E_WRONG_ARGS=65
    ...
    ...
    exit $E_WRONG_ARGS
    
    См. так же Приложение D.

  • Разделяйте большие сложные сценарии на серию более коротких и простых модулей. Пользуйтесь функциями. См. Пример 34-4.

  • Не пользуйтесь сложными конструкциями, если их можно заменить простыми.

    COMMAND
    if [ $? -eq 0 ]
    ...
    # Избыточно и неинтуитивно.
    
    if COMMAND
    ...
    # Более понятно и коротко.
    


 

... читая исходные тексты сценариев на Bourne shell (/bin/sh). Я был потрясен тем, насколько непонятно и загадочно могут выглядеть очень простые алгоритмы из-за неправильного оформления кода. Я не раз спрашивал себя: "Неужели кто-то может гордиться таким кодом?"

  Landon Noll