Стиль программирования
Advanced Bash-Scripting Guide: Искусство программирования на языке сценариев командной оболочки; Версия 2.5 (15 февраля 2004) | ||
---|---|---|
Назад | Вперед |
Глава 32. Стиль программирования
Возьмите в привычку структурный и систематический подход к программированию на языке командной оболочки. Даже для сценариев "выходного дня" и "писаных на коленке", не поленитесь, найдите время для того, чтобы разложить свои мысли по полочкам и продумать структуру будущего скрипта прежде чем приниматься за кодирование.
Ниже приводится несколько рекомендаций по оформлению сценариев, однако их не следует рассматривать как Официальное Руководство.
32.1. Неофициальные рекомендации по оформлению сценариев
-
Комментируйте свой код. Это сделает ваши сценарии понятнее для других, и более простыми, в обслуживании, для вас.
PASS="$PASS${MATRIX:$(($RANDOM%${#MATRIX})):1}" # Эта строка имела некоторый смысл в момент написания, # но через год-другой будет очень тяжело вспомнить -- что она делает. # (Из сценария "pw.sh", автор: Antek Sawicki)
Добавляйте заголовочные комментарии в начале сценария и перед функциями.
#!/bin/bash #************************************************# # xyz.sh # # автор: Bozo Bozeman # # Июль 05, 2001 # # # # Удаление файлов проекта. # #************************************************# BADDIR=65 # Нет такого каталога. projectdir=/home/bozo/projects # Каталог проекта. # ------------------------------------------------------- # # cleanup_pfiles () # # Удаляет все файлы в заданном каталоге. # # Параметры: $target_directory # # Возвращаемое значение: 0 -- в случае успеха, # # $BADDIR -- в случае ошибки. # # ------------------------------------------------------- # cleanup_pfiles () { if [ ! -d "$1" ] # Проверка существования заданного каталога. then echo "$1 -- не является каталогом." return $BADDIR fi rm -f "$1"/* return 0 # Успешное завершение функции. } cleanup_pfiles $projectdir exit 0
Не забывайте начинать ваш сценарий с sha-bang -- #!/bin/bash.
-
Заменяйте повторяющиеся значения константами. Это сделает ваш сценарий более простым для понимания и позволит вносить изменения, не опасаясь за его работоспособность.
if [ -f /var/log/messages ] then ... fi # Представьте себе, что через пару лет # вы захотите изменить /var/log/messages на /var/log/syslog. # Тогда вам придется отыскать все строки, # содержащие /var/log/messages, и заменить их на /var/log/syslog. # И проверить несколько раз -- не пропустили ли что-нибудь. # Использование "констант" дает лучший способ: LOGFILE=/var/log/messages # Если и придется изменить, то только в этой строке. if [ -f "$LOGFILE" ] then ... fi
-
В качестве имен переменных и функций выбирайте осмысленные названия.
fl=`ls -al $dirname` # Не очень удачное имя переменной. file_listing=`ls -al $dirname` # Уже лучше. MAXVAL=10 # Пишите имена констант в верхнем регистре. while [ "$index" -le "$MAXVAL" ] ... E_NOTFOUND=75 # Имена кодов ошибок -- в верхнем регистре, # к тому же, их желательно дополнять префиксом "E_". if [ ! -e "$filename" ] then echo "Файл $filename не найден." exit $E_NOTFOUND fi MAIL_DIRECTORY=/var/spool/mail/bozo # Имена переменных окружения # так же желательно записывать символами # в верхнем регистре. export MAIL_DIRECTORY GetAnswer () # Смешивание символов верхнего и нижнего решистров # удобно использовать для имен функций. { prompt=$1 echo -n $prompt read answer return $answer } GetAnswer "Ваше любимое число? " favorite_number=$? echo $favorite_number _uservariable=23 # Допустимо, но не рекомендуется. # Желательно, чтобы пользовательские переменные не начинались с символа подчеркивания. # Так обычно начинаются системные переменные.
-
Используйте смысловые имена для кодов завершения.
E_WRONG_ARGS=65 ... ... exit $E_WRONG_ARGS
См. так же Приложение D.
-
Разделяйте большие сложные сценарии на серию более коротких и простых модулей. Пользуйтесь функциями. См. Пример 34-4.
-
Не пользуйтесь сложными конструкциями, если их можно заменить простыми.
COMMAND if [ $? -eq 0 ] ... # Избыточно и неинтуитивно. if COMMAND ... # Более понятно и коротко.
... читая исходные тексты сценариев на Bourne shell (/bin/sh). Я был потрясен тем, насколько непонятно и загадочно могут выглядеть очень простые алгоритмы из-за неправильного оформления кода. Я не раз спрашивал себя: "Неужели кто-то может гордиться таким кодом?" |
|
Landon Noll |
Назад | В начало документа | Вперед |
Широко распространенные ошибки | К началу раздела | Разное |